МЕХАНИЗМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: РЕЗУЛЬТАТЫ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
27 Дек 2017
В 2016 году по рекомендации МОТ Национальный мониторинг по недопущению принудительного и детского труда в Узбекистане, особенно в сельскохозяйственных работах, проводился исключительно независимыми общественными организациями. В целях исключения какого-либо вмешательства в результаты Национального мониторинга, представители органов государственного управления, органов государственной власти на местах, в частности, государственные правовые инспектора труда не были включены в состав мониторинговых групп. Вместе с тем, органы по труду на местах, а также государственные правовые и технические инспектора по труду в рамках собственных полномочий проводили самостоятельную работу по недопущению принудительного и детского труда. Так, в целях обеспечения своевременного и оперативного реагирования на факты принудительного и детского труда в сентябре 2016 г. Министром труда Республики Узбекистан утверждено Руководство по механизму обратной связи, разработанное с целью защиты трудовых прав граждан и предотвращения использования детского и принудительного труда. В территориальных органах по труду определены ответственные сотрудники из числа опытных государственных правовых инспекторов труда для работы по МОС.Создан и эффективно функционирует Информационный ресурс по Механизму обратной связи (сайт www.fbm.uz). Целью данного сайта является повышение осведомленности населения о мерах, принимаемых по обеспечению установленных законодательством трудовых прав и гарантий, в том числе, вытекающих из ратифицированных конвенций МОТ. В 2016 году при технической поддержке Всемирного банка разработана и запущена английская версия данного сайта, которая регулярно обновляется новостями, касающимися вопросов труда и занятости. С сентября 2015 года функционирует горячая линия государственной правовой инспекции труда Министерства труда Республики Узбекистан 8-371-2000-601 и «Оnline-консультант» на веб-сайте министерства www.mehnat.uz. Результатами этих мер стало то, что в период хлопкоуборочной компании (с 19 сентября по 31 октября 2016 года) в Министерство труда поступило 3919 обращений. Поступившие обращения можно классифицировать по направлениям: 1. Предотвращение детского труда. 2. Зарплата, вознаграждение, бонусы во время сбора хлопка. 3. Звонки и обращения от СМИ. 4. Консультации по трудовому законодательству. 5. Нарушения в найме сборщиков. 6. Условия труда. 7. По вопросам компетенции органов труда. 8. Вопросы вне компетенции органов труда. Часто задаваемые вопросы касались системы оплаты труда, вознаграждений, бонусов для отличившихся в сборе хлопка, консультаций по трудовому законодательству, условий труда, а также нарушений при найме сборщиков. Помимо этого, всем территориальным органам по труду дано поручение о проведении разъяснительных работ по недопущению детского и принудительного труда до начала, а также в период хлопкоуборочного сезона. Во исполнение данного поручения районными (городскими) Центрами содействия занятости были разработаны графики проведения разъяснительных работ и утверждены районными (городскими) хокимами. По выявленным 3 случаям, по которым могли возникнуть риски принудительного труда и 2 обращениям, касающимся к возможным рискам детского труда, государственными правовыми инспекторами труда были незамедлительно приняты меры по их предотвращению и устранению, а также виновные понесли наказание в соответствии с законодательством. Так, например директору Андижанского колледжа бытового обслуживания за попытку принуждения к сбору хлопка со стороны Государственной правовой инспекции труда было наложено административное взыскание, в соответствии со статьей 51 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан. В целом, 3 директора средних школ и 2 директора профессиональных колледжей, 2 руководителя фермерских хозяйств и 1 главврач поликлиники за попытки принуждения сотрудников и лиц, не достигших 18 лет к сбору хлопка, были привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 4,7 млн. сум. Также обнаружены факты привлечения к сверхурочным работам, не связанным со сбором хлопка. Например, за принуждение к сверхурочной работе заведующего дошкольного образовательного учреждения №6, хокиму Ахангаранского района Ташкентской области со стороны Государственной правовой инспекции труда было дано предписание о недопущении к сверхурочной работе женщин без их согласия. Кроме того, со стороны Государственной правовой инспекции труда, помимо Механизма обратной связи, осуществлялся контроль за соблюдением трудового законодательства по недопущению детского и принудительного труда. По итогам этой работы были выявлены 14 правонарушений, из которых 5 фактов - несвоевременная оплата труда и 9 фактов - необеспечение условий найма и труда. По этим фактам двум руководителям поликлиники, директору профессионального колледжа, руководителю фермерского хозяйства, руководителю махалли и директору предприятия были даны предписания о недопущении нарушения трудового законодательства. Для повышения осведомленности населения - во всех районах и городах республики установлено более 500 баннеров и растяжек о свободном найме (публичная оферта) сборщиков на хлопкоуборочные работы. В общественных местах всех районов и городов установлено 386 баннеров, в учреждениях здравоохранения, народного и среднего специального образования, также на предприятиях и в организациях размещено 44,5 тыс. плакатов о недопущении детского и принудительного труда, в которых указаны «телефоны доверия» Министерства труда Республики Узбекистан и Совета Федерации профсоюзов Узбекистана. Среди работодателей и фермеров распространено 100 тыс. флаеров об административной ответственности за принуждение к труду и использование детского труда. Проводимые работы по обеспечению исполнения ратифицированных конвенций МОТ высоко оценены международным сообществом. Результаты Механизма обратной связи Минтруда также имели свое значительное место в достижении успеха в этом направлении. Одним из показательных результатов можно указать ратификацию Европарламентом в декабре 2016 года подписанного между Европейским Союзом и Узбекистаном так называемого “Текстильного протокола”, который будет способствовать расширению географии и объема экспорта текстильных изделий, произведенных в нашей стране. Но Правительство Узбекистана и дальше будет продолжать принимать меры по дальнейшему совершенствованию Механизма обратной связи и национального законодательства в области имплементации положений конвенций МОТ. В качестве дополнительных мер можно указать, что Президентом страны Ш.М.Мирзиёевым на торжественном праздновании Дня Конституции Республики Узбекистан 2017 год в Узбекистане был объявлен «Годом диалога с народом и интересов человека». 22 декабря 2016 года в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан Комитетом по труду и социальным вопросам проведен круглый стол на тему "Перспективы ратификации Конвенций Международной организации труда", который также послужит улучшению условий труда населения, а также защиты прав трудящихся. В 2017 году Минтрудом Республики Узбекистан планируется создание и запуск в интернете «Online-инспекции», посредством которого работодатели смогут пользоваться услугами интерактивного сервиса «Электронный инспектор», позволяющего самостоятельно получить акт проверки об отсутствии или наличии нарушений в организации по различным тематикам проверяемых трудовых отношений. На основании данного акта, пользователям создается возможность с помощью предоставленных инструментов самостоятельно устранить выявленные нарушения с помощью инструкций к действию, шаблонов и образцов документов. На основании вышеизложенного можно констатировать, что созданный национальный Механизм обратной связи успешно функционирует по обеспечению государственного и общественного контроля за соблюдением национального законодательства о труде и занятости населения на основе методологии МОТ. При этом, необходимо еще раз подчеркнуть, что работа в этом направлении будет на системной и постоянном основе совершенствоваться с учетом рекомендаций и предложений зарубежных и местных партнеров Министерства труда Республики Узбекистан.
Автор: не указано / Источник: Министерство труда Республики Узбекистан / Просмотров: 0
Created with Snap