ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.05.1993 г.
N 839-XII

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Настоящий Закон устанавливает единый порядок организации охраны труда независимо от способов производства, форм собственности и направлен на обеспечение охраны здоровья и труда граждан.


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на охрану труда
Статья 2. Охрана труда
Статья 3. Законодательство об охране труда и сфера
действия закона
Статья 4. Государственная политика в области охраны труда
Статья 5. Государственное управление охраной труда
Статья 6. Участие общественных объединений в разработке и
принятии решений по проблемам охраны труда
Статья 7. Международные договоры по охране труда

Статья 1. Право граждан на охрану труда

Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на охрану труда.

См. абзац четвертый части второй статьи 16, часть первую статьи 211 ТК*

Статья 2. Охрана труда

Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Статья 3. Законодательство об охране труда и сфера
действия закона

Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других нормативных актов.

См. главу XIII ТК
См. также в папке "Основы трудового законодательства" Классификатора законодательства ИПС "Норма" подпапку "Охрана труда и аттестация рабочих мест"

Действие настоящего Закона распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями* различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями; членов кооперативов, студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; граждан, проходящих альтернативную службу; лиц отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях исправительно-трудовых учреждений или предприятиях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Статья 4. Государственная политика в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда основывается на принципах:
- приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
- координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;

См. пункт 22 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

- установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования;
- обеспечения экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах;

См. статьи 22, 23 настоящего Закона; главу 3 Закона "Об экологическом контроле"; раздел IV Закона "О государственном санитарном надзоре"; пункт 26 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

- осуществления надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях;

См. статьи 22, 23 настоящего Закона; статью 223 ТК; пункты 3, 4 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

- участия государства в финансировании охраны труда;

См. части первую, вторую статьи 11 настоящего Закона

- подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях;

См. статью 10 настоящего Закона

- стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;

См. статью 12 настоящего Закона

- широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
- бесплатного обеспечения работников бесплатной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием;

См. часть третью статьи 13 настоящего Закона; статью 217 ТК
См. также Показания к применению и порядку выдачи лечебно-профилактического питания для работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда (СанПиН РУз N 0184-05), утвержденные Главным государственным санитарным врачом 18.02.2005 г.
См. также в папке "Основы трудового законодательства" Классификатора законодательства ИПС "Норма" подпапку "Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды" в подпапке "Охрана труда. Промышленная безопасность" подпапки "Охрана труда и аттестация рабочих мест"

- проведения налоговой политики, способствующей созданию здоровых безопасных условий труда на предприятиях;

См. статью 12 настоящего Закона

- обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирования населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

См. статью 222 ТК; Положение о расследовании и учете несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников на производстве, утвержденное Постановлением КМ от 06.06.1997 г. N 286

- социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

См. статью 28 настоящего Закона; часть первую статьи 187, статьи 189-195 ТК

- всемерной поддержки деятельности профсоюзов и других общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;
- сотрудничества при решении проблем охраны труда.

См. пункт 1 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

Статья 5. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

См. часть первую статьи 9 ТК; пункт 3 Положения об Управлении охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 19.02.2010 г. N 29; пункт 1, абзац шестой пункта 9, пункт 10.3, абзацы второй, шестой, десятый пункта 11 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 02.02.2010 г. N 10; пункт 2 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

Статья 6. Участие общественных объединений
в разработке и принятии решений
по проблемам охраны труда

Предприятия, специалисты, граждане могут объединяться в общественные объединения для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Узбекистан об общественных объединениях.

См. статью 24 настоящего Закона; статьи 8, 9 Закона "Об общественных объединениях в Республике Узбекистан"; статью 2 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"

Органы государственного и хозяйственного управления, органы надзора и контроля, а также предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку этим объединениям и учитывают разработанные ими положения и рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны труда.

Статья 7. Международные договоры по охране труда

При выполнении предприятиями и гражданами Республики Узбекистан работ на основе международных договоров и соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда в соответствии с настоящим Законом, законодательством Республики Узбекистан о труде, если не оговорено иное.

См. также в папке "Международные отношения" Классификатора законодательства ИПС "Норма" подпапку "Охрана труда" в подпапке "Конвенции и рекомендации Международной Организации Труда" подпапки "Международные документы универсального характера"

Особенности регулирования отношений в вопросах охраны труда для иностранных граждан, работающих на предприятиях Республики Узбекистан, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.

См. статьи 11, 14 ТК

-----------------------------------
*) В дальнейшем именуется "предприятие"

РАЗДЕЛ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Нормативное обеспечение охраны труда
Статья 9. Обеспечение требований охраны труда
при проектировании, строительстве и эксплуатации
предприятий и объектов, выпуске и ремонте средств
производства.
Статья 10. Подготовка специалистов по охране труда
Статья 11. Финансирование охраны труда
Статья 12. Обеспечение экономической заинтересованности
предприятий в создании и выпуске средств охраны труда
Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда
на предприятиях
Статья 14. Службы охраны труда
Статья 15. Социальное страхование работников от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний

Статья 8. Нормативное обеспечение охраны труда

Кабинет Министров Республики Узбекистан совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана устанавливают уровни требований, необходимые для обеспечения безопасности труда на производстве, путем разработки и принятия научно обоснованных стандартов, правил и норм охраны труда, окружающей среды, а также разрабатывают по согласованию с профсоюзами и финансируют республиканские целевые программы по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и контролируют их выполнение.

См. Порядок разработки, согласования и утверждения правил по охране труда, утвержденный Постановлением КМ от 12.07.2000 г. N 267; Постановление КМ от 05.12.1995 г. N 450 "О мерах по разработке и производству средств индивидуальной и коллективной защиты в области охраны труда"

Министерства и ведомства по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями разрабатывают и финансируют отраслевые программы по улучшению условий труда.
Администрация предприятия, собственник либо уполномоченный им орган управления обеспечивает на предприятии выполнение требований стандартов, правил и норм по охране труда, а также обязательств, предусмотренным коллективным договором.
Работники предприятия обязаны соблюдать требования правил и норм по охране труда, установленные соответствующими законодательными и нормативными актами республики, коллективными договорами.

См. статью 212 ТК; пункт 1.5.3 Примерных правил внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и хозяйствования, зарегистрированных МЮ 14.06.1999 г. N 746

Статья 9. Обеспечение требований охраны труда
при проектировании, строительстве и эксплуатации
предприятий и объектов, выпуске и ремонте
средств производства

Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка, выпуск, ремонт средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, эргономики, правил и норм по охране труда, не допускается.
Ни одно новое или реконструируемое предприятие, средства производства не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

См. статью 13 Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Закон "О сертификации продукции и услуг"; Положение о порядке проведения сертификации продукции, утвержденное Постановлением КМ от 06.07.2004 г. N 318; Правила сертификации продукции, утвержденные Приказом Узстандарта, зарегистрированным МЮ 18.03.2005 г. N 1458

Предприятия, подлежащие регистрации в установленном порядке, обязаны представить предварительное разрешение соответствующих органов надзора и контроля Республики Узбекистан на право осуществлять свою деятельность. Порядок получения предприятием указанного разрешения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Деятельность предприятий или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности труда и создающих угрозу здоровью или жизни работников, подлежит приостановке полномочными органами в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, до приведения их в соответствие с требованиями безопасности труда.
Запрещается применение на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и которые не прошли экспертизу в установленном порядке.

Статья 10. Подготовка специалистов по охране труда

Государство и предприятия в Республики Узбекистан обеспечивают подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов для работы в службах охраны труда предприятий.
Высшие и средние специальные учебные заведения должны организовать обязательное изучение студентами и учащимися курса по охране труда с учетом особенностей производства различных отраслей народного хозяйства.
Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие органы хозяйственного управления обеспечивают переквалификацию специалистов для работы в системе охраны труда.

Статья 11. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется государством, а также за счет добровольных взносов общественных объединений и предприятий независимо от форм собственности.
Бюджетные ассигнования на охрану труда (республиканские и местные), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских работ, выполнения государственных целевых программ по охране труда.
Каждое предприятие выделяет на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным договором. Работники предприятий не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.
Предприятия вправе создавать централизованные фонды по охране труда за счет прибыли (доходов) от их хозяйственной, коммерческой, внешнеэкономической и иной деятельности, а также других источников. (Часть в редакции Закона РУз от 01.05.1998 г. N 621-I)(См. Предыдущую редакцию)

См. статью 216 ТК

Средства на охрану труда не могут быть использованы на иные цели.
Порядок образования и использования фондов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан с участием Совета Федерации профсоюзов Узбекистана.

См. Положение о порядке образования на предприятиях, в организациях и учреждениях фонда по охране труда и использования его средств, утвержденное Постановлением КМ от 12.11.2008 г. N 245

Статья 12. Обеспечение экономической заинтересованности
предприятий в создании и выпуске средств охраны
труда

Подлежит льготному налогообложению часть прибыли предприятий, образуемая за счет издания литературы, плакатов, других средств пропаганды охраны труда, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.

Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий
труда на предприятиях

Условия труда на предприятиях, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятии, организация контроля за опасными и вредными производственными факторами и своевременное информирование трудовых коллективов о результатах контроля возлагается на администрацию.

См. части первую, третью статьи 211 ТК

На производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями, работникам выдаются бесплатно, по нормам, установленным органами государственного управления, специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие средства, молоко или другие равноценные продукты, лечебно-профилактическое питание.

См. статью 217 ТК
См. также Показания к применению и порядку выдачи лечебно-профилактического питания для работающих во вредных и неблагоприятных условиях труда (СанПиН РУз N 0184-05), утвержденные Главным государственным санитарным врачом 18.02.2005 г.
См. также в папке "Основы трудового законодательства" Классификатора законодательства ИПС "Норма" подпапку "Типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды" в подпапке "Охрана труда. Промышленная безопасность" подпапки "Охрана труда и аттестация рабочих мест"

Взаимные обязательства администрации и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективным договором или соглашением.

Статья 14. Службы охраны труда

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие хозяйственные органы координируют работу по охране труда в соответствии с утвержденными ими положениями по согласованию с Центральным (республиканским) комитетом профсоюзов.
На предприятиях с численностью работающих 50 и более человек создаются службы (вводятся должности) по охране труда из числа лиц, имеющих специальную подготовку, а насчитывающих 50 и более транспортных средств, кроме того, создаются службы (вводятся должности) по безопасности дорожного движения. На предприятиях с меньшей численностью работающих и количеством транспортных средств выполнение функций службы по охране труда возлагается на одного из руководителей.

См. пункт 39 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

Службы охраны труда и безопасности дорожного движения работают по положениям, согласованным с профсоюзным комитетом, и по своему статусу приравниваются к основным службам предприятия и подчиняются его руководителю.
Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих  законодательство  об  охране  труда.
Специалисты служб охраны труда и безопасности дорожного движения не могут привлекаться к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям.
Службы охраны труда и безопасности дорожного движения ликвидируются только в случае прекращения деятельности предприятия.

См. §§2, 3 главы III Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273

Статья 15. Социальное страхование работников от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний

Работники предприятий подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Узбекистан.

См. статью 282 ТК; Закон "Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; часть первую статьи 20 Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; Положение о порядке обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте, утвержденное Постановлением КМ от 10.12.2008 г. N 271

РАЗДЕЛ III. ГАРАНТИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 16. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу
Статья 17. Обязательные медицинские осмотры
Статья 18. Гарантии права на охрану труда в процессе
трудовой деятельности
Статья 19. Обучение и инструктирование работников по
охране труда
Статья 20. Право работников на информацию о состоянии
условий и охраны труда
Статья 21. Особенности регулирования отношений в области
охраны труда для отдельных категорий работников

Статья 16. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Условия трудового договора (соглашения) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию здоровья, запрещается.

См. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением КМ от 21.01.2014 г. N 15

При приеме работника на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация обязана предупредить его об этом.

См. статью 213 ТК

Статья 17. Обязательные медицинские осмотры

Предприятие обязано организовывать проведение предварительных, при заключении трудового договора, и периодических, в течение его действия, медицинских осмотров работников ряда профессий и производств в соответствии с порядком, установленным органами здравоохранения.

См. Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды профессиональной деятельности и деятельность, связанную с источником повышенной опасности, утвержденные Постановлением КМ от 21.01.2014 г. N 15; Перечень работ, к осуществлению которых не допускаются лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр, либо представляющие опасность заражения окружающих туберкулезом, утвержденный Приказом Минздрава, зарегистрированным МЮ 05.03.2014 г. N 2566; Положение о порядке проведения медицинского осмотра сотрудников, утвержденное Приказом Минздрава, зарегистрированным МЮ 29.08.2012 г. N 2387

Работники не вправе уклоняться от прохождения медицинских осмотров.
При уклонении работников от прохождения осмотров или невыполнении ими рекомендаций, выдаваемых врачебными комиссиями по результатам проведенных обследований, администрация вправе не допускать их к работе.

См. часть третью статьи 113 ТК

Работник имеет право потребовать проведения внеочередного медицинского осмотра, если он полагает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.
На время проведения медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

См. статьи 166, 214 ТК

Статья 18. Гарантии права на охрану труда в процессе
трудовой деятельности

Администрация обязана внедрять современные средства охраны труда и обеспечивать санитарно-гигиенические условия труда, предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.
При возникновении ситуации, создающей угрозу здоровью или жизни работника, он немедленно извещает об этом администрацию, которая обязана при ее подтверждении органами надзора и контроля приостановить работу и принять меры по устранению этой угрозы. В случае непринятия администрацией необходимых мер работник вправе, без каких-либо для него дисциплинарных взысканий, прекратить работу до устранения угрозы.

См. статью 219 ТК

Администрация не имеет права требовать, чтобы работник возобновил работу, если по прежнему сохраняется непосредственная серьезная опасность для его жизни и здоровья, подтвержденная инспекцией по охране труда, и обязана выплатить работнику все материальные издержки за все время прекращения работы.
В случае нарушения администрацией законодательства об охране труда, подтвержденного органами надзора и контроля, трудовой договор может быть в любое время расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия.
При обнаружении у работника признака профессионального заболевания администрация на основании медицинского заключения должна перевести его на другую работу с сохранением средней месячной заработной платы на период переквалификации.

См. часть третью статьи 218 ТК

Статья 19. Обучение и инструктирование работников
по охране труда

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ органами государственного надзора и контроля.
Для всех вновь поступающих, а также переводимых на другую работу работников администрация обязана проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью, или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической переаттестацией.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда, запрещается.
Администрация обязана обеспечивать постоянное повышение квалификации работников по вопросам охраны труда.

См. статью 215 ТК; Типовое положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда, утвержденное Минтрудом, зарегистрированное МЮ 14.08.1996 г. N 272

Статья 20. Право работников на информацию о состоянии
условий и охраны труда

Работники предприятия имеют право требовать, а администрация обязана предоставить им информацию о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, полагающихся при этом средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях.

См. статью 213 ТК

Статья 21. Особенности регулирования отношений в области
охраны труда для отдельных категорий работников

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников (женщин, молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью), а также работников, занятых на работе с тяжелыми и вредными условиями труда, устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.

См. статьи 220, 225-227, 241 ТК; Список работ с неблагоприятными условиями труда, на которых полностью или частично запрещается использование женского труда, зарегистрированный МЮ 05.01.2000 г. N 865; Положение об установлении предельно допустимых норм при подъеме и перемещении тяжестей лицами моложе восемнадцати лет, утвержденное Постановлением МТСЗН и Минздрава, зарегистрированным МЮ 12.05.2009 г. N 1954

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 22. Государственный надзор и контроль
за соблюдением законодательных и иных
нормативных актов по охране труда
Статья 23. Общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных актов
по охране труда
Статья 24. Права профессиональных союзов по защите права
работников на охрану труда

Статья 22. Государственный надзор и контроль
за соблюдением законодательных и иных нормативных актов
по охране труда

Государственный надзор и контроль за повсеместным соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, действующие в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

См. Положение об Управлении охраны труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденное Постановлением КМ от 19.02.2010 г. N 29; абзац шестой пункта 9, абзацы восьмой, десятый подпункта 10.3 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденного Постановлением КМ от 02.02.2010 г. N 10; пункт 3 Типового положения об организации работ по охране труда, утвержденного Минтрудом, зарегистрированного МЮ 14.08.1996 г. N 273
Статья 23. Общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных актов
по охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют трудовые коллективы и профсоюзные организации в лице избираемых ими уполномоченных по охране труда.

См. часть первую статьи 11, статью 14 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"

Уполномоченный по охране труда, прошедший специальную подготовку, имеет право беспрепятственно проводить проверки состояния охраны труда на рабочих местах, вносить предложения об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности лиц, виновных в них. Для выполнения этих обязанностей уполномоченному по охране труда еженедельно представляется в рабочее время не менее двух часов с оплатой в размере среднего заработка.

См. пункт 10 Положения об уполномоченном по охране труда, утвержденного Минтрудом и СФП Узбекистана, зарегистрированного МЮ 18.12.1995 г. N 196

Статья 24. Права профессиональных союзов
по защите права работников на охрану труда
(Статья в редакции Закона РУз от 07.12.2001 г. N 320-II)
(См. Предыдущую редакцию)

Профессиональные союзы защищают право работников на охрану труда в соответствии с законодательством.
Профсоюзы участвуют в разработке и согласовании в установленном порядке нормативных актов по охране труда.

См. часть первую статьи 7 Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"

Профсоюзы участвуют в работе государственных комиссий по испытаниям и приеме в эксплуатацию средств производства, в расследовании профессиональных заболеваний на производстве, заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
Профсоюзы по своей инициативе или по заявлениям работников могут обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту их права на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда.

См. часть вторую статьи 31, часть первую статьи 35, часть первую статьи 46, часть первую статьи 50, статью 56 ТК; главу II Закона "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности"


РАЗДЕЛ V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 25. Ответственность предприятий за необеспечение
требований по охране труда
Статья 26. Экономическая ответственность предприятий
за выпуск и сбыт продукции производственного
назначения, не отвечающей требованиям охраны труда
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательных и иных
нормативных актов по охране труда
Статья 28. Материальная ответственность предприятий за ущерб
работникам, пострадавшим на производстве
Статья 29. Материальная ответственность предприятия в случае
смерти работника, наступившей в результате несчастного
случая на производстве

Статья 25. Ответственность предприятий за необеспечение
требований по охране труда

За необеспечение требований по охране труда предприятия отчисляют средства на цели социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по повышенным тарифам, которые периодически пересматриваются в зависимости от состояния условий труда, опасности, вредности и тяжести выполняемых работ.
Основанием для пересмотра тарифов является заключение государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)

Статья 26. Экономическая ответственность предприятий
за выпуск и сбыт продукции производственного назначения,
не отвечающей требованиям охраны труда

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный им ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Узбекистан.

См. статьи 14, 985 ГК

Продажа и реклама средств производства, средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным в Республики Узбекистан требованиям стандартов, правил и норм по охране труда, являются незаконными.
Прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности, подлежит изъятию в бюджет в установленном порядке.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательных
и иных нормативных актов по охране труда

Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда либо препятствующие деятельности представителей органов государственного и общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

См. часть третью статьи 211 ТК; статью 49 КоАО; статью 257 УК

За нарушение требований нормативных актов по охране труда другие работники предприятий привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статья 28. Материальная ответственность предприятий за ущерб
работникам, пострадавшим на производстве

Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность по вине администрации в результате несчастного случая на производстве или профессионального  заболевания, предприятие выплачивает единовременное пособие и возмещает ущерб за причиненное повреждение здоровья в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Узбекистан.

См. статьи 985, 1005-1009, 1012-1015 ГК; статьи 189-191, 194, 195 ТК; разделы I-III, V-VII Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением КМ от 11.02.2005 г. N 60

Размер единовременного пособия определяется коллективным договором (соглашением) и должно быть не менее годового заработка пострадавшего.

См. статью 194 ТК; пункт 25 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением КМ от 11.02.2005 г. N 60
См. также пункт 12 Постановления Пленума ВС от 19.12.2003 г. N 18 "О судебной практике по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей"

Предприятие компенсирует пострадавшему работнику расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи, если он признан нуждающимся в них, а также обеспечивает профессиональную переподготовку и трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением или возмещает расходы на эти цели.

См. также пункт 13 Постановления Пленума ВС от 19.12.2003 г. N 18 "О судебной практике по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей"

Статья 29. Материальная ответственность предприятия в случае
смерти работника, наступившей в результате
несчастного случая на производстве

В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве, предприятие возмещает материальный ущерб лицам, имеющим на это право, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Узбекистан, а также выплачивает им единовременное пособие, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

См. статьи 985, 1009-1016 ГК; статьи 191-195 ТК; пункты 5, 8, разделы IV-VII Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением КМ от 11.02.2005 г. N 60


Президент
Республики Узбекистан                                      И. Каримов





Файл
Дата регистрации: 06.05.1993 г.
Номер: N 839-XII
Скачать файл
Размер: 108.50 KB



Created with Snap